Цель: ознакомление детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и формирование соответствующих правил зрительных образов — экознаков, расширение позитивного опыта взаимодействия с природой, формирование мотивационной сферы экологической деятельности.
Оформление и оборудование: большой зеленый ковер, дополненный искусственными фрагментами природной среды, имитирующий лесную поляну, на которой будут размещаться участники праздника, таблица экознаков, комплекты экознаков для трех команд, по три "сигнала светофора" (кружки из цветной бумаги) у каждого ребенка, карточки-иллюстрации к ситуациям на каждый сигнал светофора, элементы костюмов у детей соответственно играемым ролям.
Фонограмма: голоса леса (шум листвы, журчание ручья, пение птиц).
Выходят два лесных гнома:
1-й: Т-сс! Тихо! Слышишь!? (прислушивается). Кто-то идет по лесной тропинке!
2-й: (припадает к "земле" и слушает, говорит шепотом). По лесной тропинке идет не один человек, а целая группа людей!
1-й: Я уже слышу их голоса!
2-й: (хватается за голову). Кажется, это дети! Скорее! Скорее сообщить
лесным жителям!
1-й: Объявляем тревогу!.. Скорее! Скорее! Бежим вперед по тропинке!..
(Бросаются бежать и сталкиваются с экологическим светофором – трехглазым существом в желто-зеленом костюме с элементами растительности — цветами, травами, листьями и с бабочкой на плече).
Светофор: Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось?
Гномы (перебивая друг друга):
Сюда...
Сюда по тропе... движется группа детей.
Они шумят и мусорят.
В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костер и выгорела вся поляна.
— Однажды они растоптали целый муравейник...
Светофор: Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться с лесом! Я, экологический светофор, и мои друзья, экологические знаки, поможем ребятам научиться выполнять экологические правила и путешествовать по лесу так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям, ни самим себе. Так что, лесные гномы, встречайте добрых гостей!
Фонограмма (песня В.Шаинского "Улыбка") Гномы подбегают к детям, стоящим "цепочкой", и ведут "в лес" (обходят, крут по залу, здороваясь с каждым ребенком за руку, а в это время в детский "хоровод" встают другие действующие лица: муравей, березки, ромашки, бабочка, сорока, мухомор, ландыш, лягушонок, подорожник).
Фонограмма песни вновь сменяется голосами птиц, шумом листвы, журчанием лесного ручья.
Участники праздника большим полукругом располагаются на широком зеленом ковре-«поляне».
Гномы:
Рады мы всегда друзьям!
Приглашаем в гости к нам.
Всех, кто хочет твердо знать,
Как природу охранять,
Как в лесу себя вести,
Чтоб вреда не принести
Ни себе самому.
Ни деревьям, ни цветку,
Ни лягушкам, ни лисицам,
Ни кузнечикам, ни птицам
Ведь в любое время года
Ждет помощников природа!
Светофор:
Кто не знает до сих пор:
Я — зеленый светофор.
Службу я свою несу
В этом сказочном лесу!
Всем зажгу зеленый свет,
Кто даст правильный ответ!
Гномы: Уважаемый светофор! Прежде чем мы предложим ребятам Ваши задания, покажите, пожалуйста, как вы работаете!
Светофор: Каждый мой сигнал на лесной тропинке означает почти то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет — природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый — как красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"
Гномы: Запомнили? Проверим.
— Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!")
Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда,
поступки человека приносят вред природе.
— Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные правила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет.
— Свет зеленый?.. (Дети продолжают: "Так красиво! — Скажет лес тебе: "Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений и животных — добрые дела!
Светофор: О! А вы куда?! (Обращается к трем неизвестно откуда появившимся мальчишкам, которые направляются мимо него).
Мальчишки: Куда-куда... В лес, конечно!
Светофор: Это ваши друзья? (обращается к участникам праздника).
Дети отвечают: Нет...
Светофор: То-то я и смотрю, что гости очень странные,
Гномы: Ну-ну, показывайте, с чем пожаловали, а ребята зажгут на каждую вашу вещь сигнал светофора, с чем можно, а с чем нельзя идти в лес. А какие вещи нужны только в особых случаях, каким в лесу надо пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила?
Мальчики садятся, развязывают рюкзак и по очереди достают оттуда предметы, сопровождая небольшим комментарием о намерениях.
1.Зажигалка
Мы хотели развести костер…
Светофор: Зачем?
Мальчики: Ну… так просто… Может, картошку испечь…
Гномы: Ребята! Сигнал светофора включается только по нашей команде! Звучит она так: «Внимание… сигнал!» Приготовились. Итак, пропустим ли мы эту вещь в лес? Внимание… сигнал!
Дети поднимают один из трех цветных кружков.
Гномы выбирают одного из трех участников дать правильный сигнал.(красный)
2.Рабочие рукавицы
- Мы собирались наломать еловых веток для постройки шалаша и собрать мусор на поляне, где остановились
(Верный ответ — желтый сигнал).
3.Небольшое пластмассовое ведро
В прошлый раз мы посадили по краю оврага несколько кустов шиповника, а сегодня хотели их полить.
(Верный ответ — зеленый сигнал).
Светофор: Да вы, я смотрю, ребята, молодцы! Только не всегда разбираетесь, что полезно лесу, а чем можно создать для него большие неприятности. Ну, что еще у вас?!
4. Мяч
— Играем в волейбол...
(Желтый сигнал).
5. Магнитофон
- Мне вчера новые записи принесли - последняя десятка — хиты. Можно послушать?
(Красный сигнал).
6. Гвозди, молоток
— Для шалаша. Прежде чем крыть крышу, надо основу гвоздями к большим деревьям прикрепить.
(Красный сигнал).
7. Мальчишки переворачивают рюкзак, трясут
и оттуда вылетает пакет с белым раскрошенным
хлебом.
- Это для уток. Они там, на озере живут. Мы их часто кормим....
(Зеленый сигнал).
Светофор: Вот что. Я вижу вы ребята неплохие. Любите природу, пытаетесь заботиться о ней, но разобраться в том, как и где себя вести, что можно делать, а что — нет, у вас еще не очень получается. Оставайтесь-ка с нами! Ребята тоже идут в лес, но сначала они познакомятся с экознаками. Согласны?!
Мальчишки: Экознаки?! Конечно! (Садятся рядом со всеми участниками праздника.)
Гномы: Эй, народ лесной! Мы вас ждем! Скорее к нам! Экознаки покажите и о них все расскажите...
Фонограмма ритмичной музыки или детской песенки:
Ландыш:
Рядом со мною знак твердо стоит
И за порядком строго следит:
Чтобы растений из Красной книги
Даже случайно никто не обидел!
Ромашка:
Знак на "Лесную аптеку" укажет —
Полезные травы он вам подскажет:
Где липу собрать, где чабрец, где бруснику,
Ромашку, шиповник и землянику;„
Где зверобой и бессмертник растет
По этому знаку каждый найдет!
Этот знак дает запрет:
Здесь лесной аптеки нет!
Белый гриб:
Гриб чертою ярко-красной
Перечеркнут не напрасно.
Знак-запрет — и всем нам ясно:
Собирать грибы опасно!
Воробей:
Этот знак прочитает любой.
Он очень важен морозной зимой.
Мимо, пожалуйста, не проходи:
В этой "столовой" птиц покорми!
Елочка:
Легко воспламеняемый участок
В бору сосновом встретите вы часто.
Где торф, где ельник, где любой сушняк,
"Огонь опасен!" — восклицает знак.
Муравей:
Этот знак запомни так:
Здесь посажен молодняк!
Деревца не беспокой
И пройди другой тропой!
Сорока:
Если вы давно в пути,
И костер вам очень нужен,
Надо этот знак найти,
Чтобы приготовить ужин!
Лягушонок:
Черная капля в зеленой траве
На лес загрязненный тебе укажет.
Черная капля на синей волне
О загрязненной воде подскажет.
Гномы:
Поступай в природе так,
Как подскажет экознак!
Может, ты уже заметил,
Экознаков очень много,
Никогда их не забудь.
Пусть они тебе помогут
Безопасный выбрать путь!
Светофор: Лесные жители рассказали вам не обо всех знаках, чтобы о значении других вы попробовали догадаться сами!
С пыхтением и фырканьем на центр поляны выкатывается ежик:
— Подождите, подождите! Дайте мне дух перевести. Я очень спешил. Я буду судья.
Светофор: У нас не футбол, не соревнования...
Ежик:
Почему не соревнования? Без соревнования я не играю!
Светофор: Ну а что вы предлагаете, уважаемый еж-судья?
Ежик: Я предлагаю не просто разгадывать знаки и отвечать на вопросы, а поиграть в футбол! Я буду судья.
Светофор: Здесь гонять мяч?!
Ежик: Ну, зачем мяч?
Светофор: Я ничего не понимаю! Футбол без мяча?! Ежик, объясни, пожалуйста, по-человечески, что ты предлагаешь...
Ежик: Я буду судьей в вашем экологическом футболе. Мы создаем команды... Можно две, можно три... У каждого по три мяча — красный, желтый, зеленый — ну это же твои сигналы, светофор!
Светофор: А дальше?
Ежик: Дальше ты или гномы загадываете ребятам свои загадки, а они на каждый вопрос выбирают один мяч. Правильно выбрали — гол! Неправильно — нет гола...
Светофор: Играем?!
Дети: Да!
Ежик: Чур, я буду судья...
Участники праздника делятся на три команды, ежик выбирает себе судейскую
Конкурсная программа
- I. Как вести себя в природе.
- II. Загадки
1.Крыльев нет, а он летает,
Тучки, облака гоняет,
За погоду он в ответе!
Кто же это? - Это... (ветер)
2.Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (снегирь)
3.Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (заяц)
4.Солнце расписало вдруг
Семицветный полукруг,
Над землею - как дуга,
Что же это? (радуга)
5. Обжигает, как огонь!
Ты смотри, ёё не тронь!
Расплелась под старой сливой
Очень жгучая...(крапива)
6.Крикну я - оно ответит,
Только где же его встретить?
Может, шутит кто для смеха?
Что же это? - Это... (эхо)
7. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
8.На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
9.Много платьев,
Много хруста.
Как зовут её? (капуста)
10.И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
11.Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево)
12.Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Елочка: Здравствуйте, добрые лесные гости! Я пришла к вам за помощью! Вы знаете много экознаков, но среди них нет такого, который бы защитил меня накануне Нового года. Мне совсем не хотелось бы погибнуть ради нескольких новогодних дней...
Ромашка: Мне тоже больше нравится цвести в поле. Я тоже не хочу погибать в вазе в душной комнате...
Одуванчик: А мне очень жаль моих друзей, которые погибают в сплетаемых девчонками венках. Я не хотел бы быть растоптанным на дороге в выброшенном венке...
Учитель. Да, дорогие друзья! Те знаки, которые вы увидели, еще не решают всех проблем. Возьмите бумагу, карандаши и краски и подарите новые знаки одуванчику, ромашке и елочке!
Фонограмма детских песен. Дети рисуют новые экознаки
По окончании работы судейская коллегия подводит итоги.
При подведении итогов участникам праздника вручаются призы и подарки, в числе которых детские книжки по экологии.