Это только начало: как сделать первые шаги в профориентации
Профориентация — длительный процесс, который не заканчивается в подростковом возрасте, потому что каждая новая деятельность и новые задачи приводят к возникновению свежих мыслей и идей о самореализации в выбранном направлении.
В современном мире лишь немногие выбирают для себя единственную профессию, в которой работают на протяжении всей жизни. Высокий уровень конкуренции побуждает людей к постоянному повышению своей квалификации и работе над собой с точки зрения не только профессиональных, но и универсальных навыков. В итоге не всем удается следовать этой тенденции и оставаться конкурентоспособным. Тонкости профориентации У каждого взрослого человека, причем неважно, педагог он или родитель, в голове сформирован образ идеального подростка: учится с удовольствием; прекрасно разбирается во всех профессиональных сферах и уже выбрал подходящую для себя; понимает все плюсы и минусы интересующей его профессии; составил четкий план по достижению поставленных целей, и он с готовностью осуществляет задуманное. Как показывает жизнь, таких ребят очень мало.
Обычно ребята признают, что хотят вырасти, но в то же время не знают, каким образом следует устроить свою жизнь. Несмотря на это, практически у всех современных подростков есть конкретные ожидания, однако они никак не могут связать их с профориентацией. «Школьнику предстоит разобраться во всех тонкостях профориентации еще до того, как он выберет какую-то одну область. Нельзя, например, стать военным и иметь при этом возможность путешествовать по миру. Или быть судьей и одновременно работать на фрилансе».
Профориентация — это жизненный процесс, через который проходят все. К определенному возрасту у человека формируется конечное представление о различных специальностях, он осознает, что мир профессий состоит не только из гуманитарных и технических направлений. Многие люди старшего поколения меняли сферу своей деятельности, и все же, невзирая на это, они ожидают, что подросток будет соответствовать вышеописанному идеальному образу и выберет для себя единственную профессию.
Но картина не меняется: из 10 поступивших в вуз ребят четверо бросают его или переводятся на другую специальность из-за неосознанности своего выбора. Некоторые абитуриенты поступали на пару с другом, другие при выборе университета руководствовались его удаленностью от дома или просто самим фактом поступления (прошел — не прошел). И это еще не самое худшее. Из шести оставшихся четверо не будут работать по специальности после окончания.
Как помочь подростку в начале профессионального пути? Все осложняется тем, что подростка окружают в основном не любящие свою работу взрослые. Они транслируют детям негативные установки относительно мира труда, после чего ребенок приступает к выбору профессии с точно таким же настроением. Сложная система поступления, отсутствие четких ориентиров приводят его к жуткому стрессу. В результате школьник зажимается и с неохотой отвечает на обычный вроде бы вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Поэтому уже в 6-9-х классах дети должны получить представление обо всех актуальных профессиях и осознать, почему важны не только профильные, но и междисциплинарные знания. Тогда к моменту поступления они уже будут сориентированы и спокойно начнут готовиться к ЦТ.
Впрочем, не ждите чудес, ребенок может выбрать требуемый набор экзаменов, но все равно не знать, к какой сфере лежит его душа. «Очень важно мотивировать подростка большим количеством вопросов о его будущем и объяснить: придется пройти определенный путь, разделяющий моменты „сейчас“ и „ожидаемое будущее“. А чем лучше и качественнее он преодолеет этот отрезок, тем быстрее осуществится задуманное».
Начало учебного года — это та точка, в которую ребята приходят вдохновленными, обещая начать новую жизнь, правда, этот этап длится всего несколько дней. Этот момент нужно успеть поймать, иначе есть риск скатиться до состояния предыдущего года. Профориентационные мероприятия: типичные ошибки Путаница между профориентацией и самоопределением. В ходе профориентации ребенку рассказывают о профессиях, дают на практике ознакомиться с ними, и он решает для себя, хочет заниматься этим или нет. Самоопределение же — это понимание, хочу я работать по этой специальности, вписать ее в образ моей жизни, или она совершенно не привлекательна для меня. Эти понятия неразделимы.
Задача взрослого — показать ребенку весь спектр той или иной профессии, а потом спросить, что конкретно ему понравилось. Не определена ближайшая зона развития К примеру, мы предлагаем ученику какую-то сферу деятельности, но самоопределением с ним еще не занимались, в итоге ребенок не понимает, по каким критериям ему следует делать выбор. Впитывая, как губка, стереотипы о мире профессий, он желает, например, открыть свой бизнес, но в то же время не терпит ответственности. Рассказывают про профессии, но в выборе будущего ценность отсутствует Важно заложить в голову подростка мысль: будущее в его руках. Нет ничего страшного в том, что ребенок столкнется с трудностями или свернет не туда, трагедия — если он занимается тем, что терпеть не может. Попробуйте подробно разобрать на примерах, что включает в себя каждая отдельная специальность, донесите до подростков их отличия, должностные обязанности, а также не забудьте о зоне ответственности. Базовый вопрос: зачем выбирать профессию? Дайте ребятам возможность свободно порассуждать о различных сферах деятельности, понимая, что мнение каждого — уникально.