Советы психолога

«Влияние семейного воспитания на развитие личности ребёнка»

Крепка бывает та семья, где нет владений буквы «Я», где правит только слово «МЫ», где есть совместные мечты. (Мать Тереза)
развернуть

  В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Так что же такое семья?  

            Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа, члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, рождением и воспитанием детей. Это включает в себя: взаимную поддержку членов семьи; наличие материальной и моральной общности: никаких «я» в семье не существует, есть «мы».

            «Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», говорил Робин Скиннер (психоаналитик, психиатр, писатель).

            Семья является одной из важных ценностей человека. В семье человек растет и развивается. Маленький ребенок не рождается с готовым характером, способностями, склонностями и интересами. Все то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

            В процессе близких отношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В зависимости от состава семьи и семейных отношений у человека формируются взгляды на мир, отношения с окружающими, то какую карьеру он будет строить и т.д.

            В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают ребенку новые образцы  поведения, с их помощью он познает  окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция  все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

            В каждой семье  объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

            А вы уверены в том, что вы хорошие родители? Что ваш стиль воспитания детей правильный и достаточно хорош для гармоничного развития и личности ребенка? О том, какие бывают стили воспитания и, как они влияют на развитие и формирование личности ребенка и пойдет речь.

            Почему так важно развитие «базовых» человеческих качевст у ребенка? Во-первых, без должного воспитания ему будет очень сложно пройти такой жизненый процее, как социализация в обществе. Во-вторых, выбранный родителями способ формирования личности автоматически откладывается в психике человека, как правильный. И во взрослой жизни он уже неосознанно использует тот же самый метод. То есть, воспитывая одного, своего ребенка, родитель автоматически воспитывает все последующие поколения. У каждой семьи стили воспитания разные, но они все объединены общей целью: сформировать определенный характер у ребенка и наделить его индивидуальными способностями и качествами. Если неправильно воспитывать и развивать ребенка, или не делать этого вовсе, то из него может вырасти крайне невоспитанный и невежественный человек. Иногда случается так, что родители просто не знают, как воспитывать ребенка, или же не уверены в правильности методики своего воспитания.

свернуть

Авторитетный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Авторитетный стиль воспитания детей – один из самых распостранненых среди современных семей. Он заключается в том, что и родители, и дети живут по одинаковым семейным законам. В семьях, придерживающихся такой системы развития, старшие более лояльны к младшим, родители прислушиваются к мнению детей в различных бытовых или жизненых ситуациях, у всех есть право выбора и право голоса. Все готовы прийти на помощь, отсутствует недопонимание и натянутость отношений, родители открыты и с удовольствием идут с детьми на контакт. Особенностью авторитетного стиля является полное отсутствие какой-либо иерархии, все члены малой социальной группы равны друг перед другом.

При авторитетном способе воспитания личности, ребенок развивается гармонично, в более зрелом возрасте его таланты и способности проявляются ярче, чем при других моделях воспитания, а родственная связь со старшими только крепчает. Дети, чьи родители придерживаются данной модели воспитания, вырастают самостоятельными, ответственными, умеющими признавать свои собственные ошибки и нести отвественность за них. Они четко понимают суть понятий «наказание» и «поощрение», им не знакома физическая мера наказания, но это незначит, что они избалованы. При воспитании своих будущих поколений такие дети никогда не будут поощрять просто так и излишне баловать.

            Основные характеристики авторитетного стиля:

  • пространство свободы увеличивается с ростом ребенка и улучшением его поведения;
  • родители обращают внимание на нормальное поведение детей, выделяют исключительные, игнорируют мелкие ошибки, исправляют и наказывают основные отклонения;
  • правила и цели понятны;
  • родители уверены в себе и не боятся общения со своими детьми, хотя и не поддаются шантажу;
  • родители более терпеливы, последованы, а не произвольны.

Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:                  

  • высокий уровень самооценки и самостоятельности;
  • умеют принимать решения спокойно и на основе личных критериев;
  • они менее зависимы от группы равных, сохраняя в семье более высокий уровень влияния и большую способность убеждать;
  • они берут на себя инициативу для выполнения новых задач, потому что они уверены в себе;
  • они более креативные и инновационные люди.

            При следовании правилам данной системы происходит процесс, как развития личности, так и перевоспитание и моделирование дисциплины у родителей, что тоже является одним из главных аспектов воспитания детей.

свернуть

Авторитарный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Авторитарный стиль воспитания в семье является полной противоположностью авторитетному стилю. Его главная задача состоит в том, чтобы добиться полного подчинения от ребенка, загнать его в определенные жизненные рамки, не позволять ему самостоятельно принимать решения. Родители при таком стили воспитания берут на себя доминирующую роль, занимая выгодную позицию, но забывая о том, что ребенок должен самовыражаться. Для них важно не столько психическое состояние своего ребенка, сколько уровень его послушания и образования. Взрослые при таком воспитании губят детскую индивидуальность, что очень негативно сказывается не только на эмоциональном состоянии ребенка,  но  и на его взаимоотношениях с родителями. Постоянно отчитывая, упрекая и запрещая ребенку все, родители добиваются абсолютного разрушения взаимопонимания и любви между ними. При воспитании по авторитарной методике, ребенок никогда не сможет выразить своего мнения в определенных вопросах, будет лишь потакать всем и каждому, страраясь угодить. Страдает самооценка личности ребенка. Даже если ребенок будет самым талантливым на свете, умным, ответственным, он никогда этого не признает, постоянно будет винить и принижать себя, думая, что он ничтожен, и в этом будет исключительно родительская вина.

          Позврослев, человек может начать сбегать от собственного саморазрушения, уходить в состояние, когда мозг затуманен, то есть, начать принимать наркотики, постоянно пить, курить и прочие пагубные, в которых виноваты родители этого человека.

          Основные характеристики авторитарного стиля:

  • детям уделяется недостаточное количество внимания, которого недостаточно для формирования нормального поведения детей;
  • учитываются только исключения и отклонения от нормы, какими бы минимальными они ни были;
  • ошибки не допускаются, даже если они необходимы, чтобы что – то сделать правильно;
  • в семье очень трудно совмещать власть с диалогом между родителями и детьми;
  • неумение выслушать детей;
  • стиль, в котором существует большое количество четко определенных правил, а так же имеются последствия их несоблюдения.

       Последствия формирования личности детей, воспитанных в авторитарном стиле:

  • они испытывают чувство обиды на своих учителей, реагируя проявлением ложи и бунта;
  • основной критерий для принятия решения – избегать наказания;
  • низкий уровень самооценки и тревоги;
  • дети, как правило, люди-конформисты, не очень творческие, с низким уровнем автономии, нуждаются во внешнем контроле (пассивные люди);

     Специалисты рекомендуют не использовать данную методику в отношении ребенка.  Авторитарный стиль воспитания может применяться, не только в «щадящем режиме» и в крайних случаях. Если для родителей важно психологическое (ментальное) здоровье детей, то нужно выбрать иной способ воспитания.

свернуть

Индифферентный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Отстраненность, холодность, безразличие – все эти слова являются характеристикой индифферентной системы воспитания детей. Особенности этого способа заключается в предоставлении абсолютной свободы ребенка, в нежелании или не способности родителя учавствовать в развитии своего чада. Взрослые при такой модели воспитания делятся на два типа: первые удовлетворяют первичные потребности ребенка (еда, одежда, крыша над головой), вторые не делают даже и этого. Оба варианта объединяют полная отрешенность и равнодушие к судьбе ребенка. Каковы же последствия индифферентного стиля воспитания? К сожалению, довольно «плачевные». Находясь в семье, которая придерживается такой модели воспитания, ребенок не получает должной ласки, доброты и заботы, ему не хватает внимания, а это может привести к тому, что из него вырастет озлобленный, склонный к асоциальному поведению человек. Ребенок будет очень замкнутый, потому как не произошел процесс социализации, в детстве его просто не учили общаться с людьми. К минусам данного стиля воспитания можно также отнести: склонность к алкоголю и наркотикам, суицидальные наклонности, предрасположенность к депрессии. К тому же, такому человеку будет очень трудно полюбить и завести семью, потому что он попросту не будет знать, что испытывают люди, когда влюбляются и как проявляются родительские теплые чувства.

     Характерные особенности стиля:

  • родители не обращают внимания на различное поведение ребенка: нормальное, исключительное или ошибочное;
  • ответственность родителей передается другим лицам в среде ребенка (другие члены семьи, школы);
  • низкий уровень спроса.

          Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:

  • если дети чему-то и учатся, то это происходит случайно;
  • дети не приобретают адекватных привычек и не имеют адекватного уровня спроса;
  • они ищут поддержки у других людей вне семейного круга, не находя ее внутри семьи;
  • у них высокий уровень тревоги и низкая самооценка;

            Специалисты не советуют прибегать к такой модели воспитания детей, потому как индифферентная система имеет огромное количество негативных влияний на человека, страдает психика ребенка, последствия такого воспитания в будущем будут очень мешать личности при взаимодействии с обществом и окружающим миром.

свернуть

Либеральный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Либеральная модель воспитания чем-то схожа с индифферентной и противоположна авторитарной системе. Решая следовать данному стилю воспитания, родители делают выбор в пользу «теплых» чувст и дружелюбной атмосфере, отказываясь от дисциплины и жестокости. Отношения в такой семье больше похожи на дружеские, нежели на клишированные и общепринятые связи родителей и детей. Взрослые предъявляют к детям минимальные требования, которые, зачастую, крайне лояльны и «человечны», всегда открыты для общения на любую тему, поддерживают ребенка в трудных жизненых ситуациях, сохраняя его нервную систему в спокойствии, но при этом, практически не обращая внимания на его успеваемость и успехи. Казалось бы, вот она, идеальная модель воспитания, но даже здесь выявляются пагубные последствия. Дети, воспитанные по либеральной системе вырастают либо теми, кто не привык жить в рамках общества и подчиняться каким-либо правилам, нормам, безответственным; либо же немного отстраненным, словно потерянным, в обществе, зато крайне самоуверенным человеком с высокой самооценкой. Эгоист, который совершенно не умеет помогать и поддерживать других людей. Таким людям будет проще жить в одиночестве, посвятив всю свою жизнь работе.

            Характерные особенности стиля:

  • очень чувствительные родители, заинтересованы в своих детях, с черезмерным уровнем беспокойства за них;
  • все облегчено, детские обязанности ограничены; по мере роста ему предоставляется самостоятельность;
  • родители не могут сказать ребенку «нет»;
  • не позволяют ребенку самостоятельно принимать решения и выполнять задания.

Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:

  • дети не приобретают адекватных привычек, потому что все делают их родители;
  • низкий уровень самоконтроля: к трудным ситуациям они не подготовлены;
  • низкий уровень толерантности к разочарованию, часто приводящий к реакциям гнева;
  • большая вероятность прибегнуть к уклонениям перед лицом трудностей (наркотики, алкоголь);
  • дети более креативны, чем те, кто получил образование в других стилях воспитания, но, поскольку они не привыкли к дисциплине, необходимой для того, чтобы уловить это творчество, они не могут адекватно его выразить;
  • проявляют мало сочувствия и деспотичности.

            Что говорят психологи? Они советуют сочетать данную модель с авторитетной, либо же не использовать либеральный стиль воспитания вовсе, потому как он сам по себе не является оптимальным и не сможет принести какой-либо пользы ребенку.

            Если Вы родители заметили сходство данной системы воспитания сосвоей и не хотите допустить таких же последствий, то Вам необходимо постараться больше интересоваться образованием своего ребенка, потихоньку входить в его жизнь, вводя элементарные правила поведения и устанавливая режим дня. Главной вашей задачей должна быть установка отношений, которые не будут лишать родителей должного авторитета в глазах ребенка.

           

свернуть

МАРКЕРЫ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на детей. Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же. Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

  1. Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
  2. Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
  3. Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
  4. Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии над ребенком:

синяки, укусы, ожоги, рубцы;

следы удушья;

любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;

низкая самооценка ребенка;

нежелание и страх возвращаться домой;

мешковатая одежда, скрывающая побои;

самообвинение в провокациях в сторону насильника;

ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;

волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

 

К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:

не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;

синяки, зуд, кровь в области половых органов;

сексуальные поведенческие извращения;

резкие изменения в поведении ребенка;

смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;

пищевые расстройства;

отвращение к себе;

ночные кошмары и нарушения сна;

суицидальные наклонности и депрессия;

потакательство, уступчивость в отношении взрослых;

девиантное поведение.

 

О пренебрежении нуждами ребенка свидетельствуют следующие маркеры:

педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);

отставание в физическом развитии;

неприятный запах, грязь и голод;

подавленность, пассивность и пугливость;

скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;

чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».

 

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

неуверенность и низкая самооценка;

задержка речи и восприятия;

напряжение от ожидания наказания;

неразвитое логическое мышление;

неуважение и недоверие к взрослым;

наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;

суицидальные наклонности.

 

свернуть

СЕКРЕТЫ ПРОДУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
развернуть

Постоянно демонстрируйте уважение к вашему ребенку. То, насколько вы доверяете друг другу и как разговариваете в период взросления, определит ваши взаимоотношения в будущем.

Говорите о себе только от первого лица. Вы можете, например, сказать: «Мне не нравится беспорядок в этой комнате».

Не используйте обобщений. Даже справедливые упреки, высказанные в форме обобщений, лишают вашего ребенка уверенности в себе. Как он может стремиться оправдать ваши надежды, если вы говорите, что он «все всегда делает плохо»?

Всегда говорите о конкретных происшествиях и обсуждайте отдельные ситуации: «Мы же договорились, что можно играть в компьютер только после того, как сделаешь уроки!»

Можно выражать недовольство действиями ребенка, но не его личности.

Ваш ребенок имеет право на выражение своего мнения.

Если вы раздражены, лучше отложить разговор. Держите себя в руках. Раздражение всегда влечет за собой период охлаждения между вами и вашим ребенком.

Не пытайтесь насильно вовлечь ребенка в серьезный разговор. Для этого лучше просто дождаться подходящего момента.

Принимайте чувства вашего ребенка всерьез и показывайте, что вы их заметили: «Ты какой-то грустный. Что-то произошло?»

Говорите комплименты как можно чаще. Для хороших взаимоотношений на 1 критическое замечание должно приходиться не менее 7 положительных комментариев.

Избегайте иронии в ваших комментариях. Для ребенка подобное сочетание юмора и злости очень болезненно.

Старайтесь вместе получать положительные эмоции. Шутите и смейтесь, разговаривайте о жизни, отдыхайте на природе, наслаждайтесь походами в кино, театр, музеи, на концерты.

В подростковый период может снизиться успеваемость в школе. Поэтому, если подросток испытывает сложности с учебой, вам нужно поддержать его.

Соблюдайте границы! Многие родители не считают нужным стучаться в комнату ребенка, а часто даже запрещают приглашать друзей. Это недопустимо.

Подросткам очень важно осознавать, что вы их любите. Поэтому, постоянно демонстрируйте свою любовь!

 

свернуть

Профилактика суицида у подростков

Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
развернуть

Причины:

  •          Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
  •          Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
  •          Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
  •          Конфликт, связанный с работой или учебой.
  •          Материально-бытовые трудности.

 

         Выделяют следующие причины подростковых самоубийств:

  •          конфликты с окружающими - 94%, в первую очередь с родителями - 66%;
  •          переживание обиды - 32%;
  •          чувство одиночества, стыда, недовольства собой;
  •          боязнь наказания - 38%;
  •          состояние здоровья - 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: вина и стыд за проступки; насилие; развод родителей; алкоголизм или амбивалентное отношение матери; потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

         Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

Мифы

1. «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.

2. «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные
и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.

3. «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии,
а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.

4. «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.

5. «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса.

Рекомендации взрослым по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

 

Родителям важно

  •          Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  •          Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.
  •          Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  •          Дать ребенку рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.      
  •          Обращать внимание на малейшие изменения в поведении детей, обращаться за консультативной помощью к педагогу-психологу.
свернуть

Памятка для родителей «Как не допустить суицид у подростков»

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

свернуть

Первый раз в первый класс. Советы педагога-психолога родителям.

  Как помочь первокласснику быстрее адаптироваться к школе?

Начало школьных занятий – это самый ответственный период жизни первоклассника. Кончилась беззаботная жизнь, предстоят довольно сложные и серьезные испытания. Ребенок вступает в новый коллектив, надо подчиниться его дисциплине, приспособиться к новому режиму. Человек еще маленький, а обязанностей становится много, нагрузка на организм ребенка большая. Главное здесь переход от игры к труду, труду каждодневному, обязательному, длительному. Этот переход от игры к труду дается нелегко даже тем детям, которые подготовились к нему в детских учреждениях. Поэтому готовить к школе нужно всех детей, но, прежде всего тех, которые не посещают детский сад. Это вовсе не означает, что родители должны заменить учителя – ведь они не владеют методикой обучения, чтения и письма, которая принята в современной школе; тем не менее, мамы и папы должны постараться ежедневно заниматься с ребенком, чтобы приучить будущего школьника к усидчивости, тренировать его внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачивать внимание непрерывно в течение 15-20 минут.

          Следует уделить особое внимание развитию кисти руки ребенка. Физиологи доказали, что ей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи ребенка. Хорошо развивает кисть руки рисование, лепка из пластилина.

          Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Ее развитию и совершенствованию помогает заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов. Во время рассказа обращайте внимание ребенка на правильное произношение звуков и понимание содержания. Если у ребенка есть дефекты речи, заикание, неправильное произношение звуков, то это затруднит его обучение. Поэтому для правильного формирования навыков чтения важно еще до школы устранить у ребенка эти дефекты и обратиться за помощью к логопеду.

          Один или два раза в неделю нужно заниматься подготовкой к письму. Следует помнить, что ребенок не может писать непрерывно более трех минут: он устает, появляются ошибки, поэтому через 2-3 минуты делайте перерывы. Занятия должны быть непродолжительными, лучше, если они будут проходить в игровой форме с обязательными перерывами. Малыша необходимо хвалить даже за небольшие успехи.

          Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Чаще вспоминайте свое детство – это хорошая школа жизни.

          Первый год обучения – это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к новой обстановке. Им трудно сидеть на уроках, выполнять своевременно все задания. Некоторые ребята не способны наладить положительные взаимоотношения со своими сверстниками, либо  с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учебе, не справляются с учебной нагрузкой. В ответ на новые требования к школе, в первые месяцы у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушается сон, нередко появляется чувство страха. Возникновение многих из перечисленных трудностей определяется индивидуальными особенностями ребенка.

          Выполняя эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребенку успешно вступить в новый период его жизни, учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас!

 

свернуть

Советы педагога-психолога выпускнику. Подготовка к ЦТ

Проанализируй ошибки

По результатам РТ, дистанционных тестов определи, в заданиях на какие темы ты чаще всего допускаешь ошибки. В отдельный столбик выпиши темы, в которых ты уверен на 100%, и в другой, в которых ты плаваешь.

Составь план повторения

Просмотри свой список и реши, сколько времени тебе нужно, чтобы повторить и отработать слабые места. Затем распредели все темы по ячейкам календаря, оставшимся до дня экзамена. В рамках одного занятия уделяй время сперва сложным для тебя заданиям, а на потом оставляй темы для повторения.

Отрабатывай навык решения тестов

Классический вариант, когда ты сперва читаешь теорию, а затем делаешь упражнения, пришло время оставить. На данном этапе подготовки эффективнее сначала целиком решать тест (по темам или по порядку теста ЦТ), а после анализа ошибок обращаться к учебнику. Периодически устраивай себе репетицию ЦТ. Убедись, что тебе хватает времени на все задания. Определись, в каком порядке тебе удобнее решать тест.

Приобрети сборник ЦТ предыдущих лет и решай по тесту в день. Так ты отработаешь навык решения аналогичных заданий. Каждую допущенную тобой ошибку разбирай подробно: перечитай теорию и выполни дополнительные задания по той же теме.

Вовремя отдыхай

С головой окунувшись в беспрерывную подготовку, ты рискуешь перегореть. Вплети в своё еженедельное расписание любимые занятия и прогулки с друзьями. Смена деятельности поможет разгрузить мозг, и у тебя будут силы дальше следовать своему

Не допускай типичные ошибки абитуриентов

30% ошибок в ЦТ связаны с невнимательностью абитуриентов. Привыкай вдумчиво читать условия заданий и варианты ответов. Не спеши выбирать ответ, даже если кажется, что видишь знакомый вопрос. И не оставляй ячейки пустыми. Если не уверен в ответе, опирайся на интуицию.

Главное, верь в себя, свои возможности!

 

свернуть

ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ СТРЕССА

Советы педагога-психолога родителям учащихся в период испытаний
развернуть

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в период испытаний. Как же поддержать ученика?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне испытаний - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное
с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Большое значение имеет тренаж ребенка по выполнению заданий. Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего испытания, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Посоветуйте детям во время контрольной работы, теста обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами все задания, это поможет настроиться на работу;
  • начинать лучше с легкого задания, это придаст уверенности;
  • внимательно прочитать задание до конца и понять его смысл - если не можешь решить, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • обязательно оставить время для проверки.

Накануне испытания обеспечьте учащемуся полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка. Помогите ему поверить в себя, в свои возможности!

свернуть